class="wide-page">

Алма-Ата - Алматы
Фотообзор Алма-Аты в период с середины ХХ века и по 1996 год



Начну с послевоенных фотографий


Здание Горсовета в 1950-х годах. Находилось по проспекту Сталина (Коммунистический), между улицами Гоголя и Октябрьской.


Райсовет Фрунзенского района города Алма-Аты в 1950-х годах. Находился на проспекте Ленина по западной стороне проспекта между улицами Калинина и Джамбула. Прекрасно помню это здание и несколько раз даже бывал внутри, когда мама ходила со мной на голосование. Там был избирательный пункт.


Алма-Атинский зоопарк в послевоенное время был один из лучших зоопарков в СССР. Я частенько посещал этот замечательный уголок старой Алма-Аты. Хоть и жил километрах в двух от зоопарка, но летом иногда ночью был слышен рёв льва. Такой грозный рык! А потом был в кружке юннатов и мы ходили в зоопарк, как на работу. В вольерах убирать, животных покормить. Естественно, под присмотром смотрителей зоопарка и в вольерах с неопасными животными. Максим Дмитриевич Зверев прожил долгую и плодотворную жизнь. Умер в возрасте 99 лет в 1996 году уже в городе Алматы. После его смерти, улицу Грушевая переименовали в улицу Зверева, в честь его огромного вклада в науку, писательскую деятельность и в честь того, что он был одним из первых и активных организаторов Алма-атинского зоопарка.


Вход в центральный парк имени Горького города Алма-Аты. Снимок, по всей видимости, сделан, когда ещё Сталин был жив, поскольку его портрет украшает одну из колон. В 1950-е годы вход в парк был платным и стоил 20 копеек монетами образца 1947-60 года. После реформы денежной системы в СССР, стоимость входа стала 2 копейки. Ещё через год-полтора плату за вход в парк отменили, а чугунный забор местами убрали. Но пацаны всегда находили способы попасть в парк бесплатно. Помню была калитка в заборе парка выше главного входа возле речки Малая Алма-атинка. Вот через неё многие и проходили. Но в кассах центрального входа можно было купить билет в зоопарк, который давал право гулять по парку. Многие так и делали, покупали билет в зоопарк, ходили по зоопарку, а потом отдыхали в парке.


Детская железная дорога в парке Горького. Была открыта 13 сентября 1952 года. Длина узкоколейного пути составил около полутора километров. Железнодорожная станция располагалась около южного входа в парк. Уже в конце 1950-х годов вагоны поезда обслуживали юные железнодорожники, был такой кружок при детской железной дороге. Попасть туда было очень трудно. Я пробовал попасть в этот кружок юных железнодорожников, но меня почему-то не взяли. Когда мы мальчишками катались на этой железной дороге, то нам казалась, что она такая длинная, а на самом деле не длиннее полутора километров. Ну минут 10, а то и 15 длилась эта поездка в один круг. Со временем, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что Алма-Атинская детская железная дорога превратилась в обычный парковый аттракцион, где для детей была уготована лишь роль пассажиров. Сейчас вместо настоящих (по тем временам для детворы) вагонов, по кольцу, на котором демонтированы все стрелки, теперь ходит поезд, состоящий из трех открытых вагонов итальянского производства и дизельного локомотива, стилизованного под паровоз.


А это довоенная фотография пруда в центральном парке имени Горького, а может быть и нет. На островке ещё только летний павильон ресторана. В середине 1950-х годов здесь уже будет полноценный ресторан. Мостик, ведший к ресторану на островке был деревянный, а мы мальчишками прыгали в воду с этого моста. Нам пацанам было всё не почём. Пруд в парке мы между собой называли Казенок. Почему было такое название, история умалчивает. Помню в пятом классе, 22 апреля, в день рождения Ленина мы всем классом "сплановали" с уроков. Несколько мальчишек, в том числе и я, пошли купаться на Казенок, школа №33 недалеко располагалась. Вода была холодная, но кажется никто не заболел. Потом нам за такой "плановый" побег с занятий был большой нагоняй, но мы его как-то выдержали.


Впервые в Алма-Ате движение этого экологически чистого вида транспорта открылось 20 апреля 1944 года по улице Гоголя. Первый маршрут проходил от парка имени Горького до улицы Масанчи. Там был разворот. Этот разворот троллейбусов существовал ещё долго. Это был маршрут номер 1. Чуть позже появилось ещё два маршрута 2 и 3, которые повторяли друг друга, только в разные стороны. Следующий маршрут номер 4 курсировал по проспекту Сталина от вокзала "Алма-Ата-2" до улицы Арычной (проспект Абая), там разворачивался и шёл в обратном направлении. В дальнейшем сети троллейбусных маршрутов быстро увеличивались и охватили территорию почти всего города. Троллейбусы такой марки, как на фотографии, я уже не застал.



Эту стоянку такси я помню. Запомнился знак  "Победы" и надписью "Такси". Эта будка стояла по улице Абая (с 1960 года улица Тулебаева), ниже улицы Пастера, немного не доходя до Ташкентского тракта. Несколько раз ходил с мамой на демонстрацию трудящихся, которая проходила в те времена на площади Комминтерна. Сейчас там стоит ТЮЗ имени Габита Мусрепова. Маршрут демонстрации трудящихся как раз проходил мимо этой стоянки такси. Такси был в основном из машин марки ГАЗ-20 (Победа), но встречались и ЗИМы. Поездка в ЗИМе была раза в два дороже, нежели в Победе.


Овощной магазин на улице Горького и Красина. За спиной и чуть левее - архитектурный памятник, магазин Кызыл-Тан.


Универмаг по улице Горького, между улицами Пушкина и Красина. С одной стороны продавали музыкальные инструменты, а с другой различные электроприборы, радиоприёмники, проигрыватели, радиодетали (лампы, диоды, транзисторы). Там, где продавались телевизоры, проигрыватели и всё остальное, магазин назывался "Голубой экран".


Почти там же. Улица Пушкина. Слева вход на Зелёный базар, прямо парк 28-ми панфиловцев. Припоминаю, что с левой стороны, недалеко от западного входа на Зелёный базар, были деревянные домики, в одном из которых находился охотничий магазин. Поглазеть на охотничьи товары хотелось всегда, когда бывали в этом районе. Кстати, улица Пушкина в городе Верном была названа ещё в 1899году, к 200-летию со дня рождения великого поэта Пушкина. Прошло лихолетье всех революций, распад Российской империи, потом распад СССР, переименования города и многих улиц Верного, Алма-Аты, Алматы, но улица Пушкина до сих пор существует.


Улица Фурманова. Улица Виноградова за машиной, между домами. На этом участке было два фонтана, один, который на снимке, чуть ближе к улице Калинина, второй ниже. Но на моей памяти я ни разу не видел, чтобы они работали. Может когда их построили, ещё до войны, они функционировали, но потом в них воду я видел только от дождя.


Смотрел на эту фотографию в интернете с подписью, что это угол улиц Фурманова и Калинина и никак не мог понять, что-то перекрёсток какой-то незнакомый. А потом понял, глядя на то, что машина не по той стороне едет. Скопировал фотографию, сделал зеркальное изображение и всё встало на свои места! Это дом на юго-восточной стороне перекрёстка! Справа - небольшой сквер и дальше оперный театр. Слева, вниз по Фурманова, гастроном, а фото делали с угла, где был книжный магазин "Академкнига". В этом большом здании, чуть левее от угла, находился магазин обуви. Помню, как с первой зарплаты осенью 1966 года купил там модельные туфли за 30 рублей. По тем временам, да и для моей зарплаты, это было дорого, но оно того стоило.


Ещё одна фотография "перевёртыш" из интернета. Так же не мог понять, что это за перекрёсток, пока не сделал зеркальное изображение. Подозреваю, что многие фотографии в интернете в зеркальном отображении. Ладно перейдём непосредственно к этому перекрёстку. Левее этого здания, вниз по проспекту Ленина стоял дом, канцелярия генерал-губернатора Герасима Колпаковского. До 1994 года здание использовали под госпиталь. Историческое сооружение в 1995 году сгорело дотла при загадочных обстоятельствах. С правой стороны от здания на фото начинается забор киностудии "Казахфильм". Улица Пролетарская как раз упиралась в этот забор, а потом продолжалась уже от улицы Советской в сторону Зелёного базара.


Знакомый магазин на углу улиц Калинина и Тулебаева. Почему-то именно с этой вывеской у меня ассоциируется название молока на казахском языке, которые я запомнил с детства.


Совершенно случайно нашёл в интернете две фотографии в районе моста через Малую Алмаатинку по улице Калинина. Я их совместил и получилась одна, но более ёмкая фотография. Фотографии были сделаны в западном направлении, по всей видимости с правого берега речки. Заинтересовали меня эти фотографии прежде всего тем, что по этой дороге, мимо этого моста и дома с правой стороны на фотографии, в течении 7 лет я пешком ходил в школу №33. По сути дела улица 8-го марта, а точнее, проезжая часть улицы (по которой могли ездить машины), начиналась именно от этого моста вниз. Выше моста улица 8-го марта шла вдоль берега речки и местами это была лишь неширокая тропинка, которая тянулась до улицы Курмангазы. Выше улицы Курмангазы (Артиллерийской), улицы 8-го марта уже не было. Там дворы подходили до самой речки и не было даже тропинки.


Заканчиваются отделочные работы Дома Правительства. По будущей площади имени Ленина ещё ходят трамваи, но очень скоро рельсы за асфальтируют. Правда, ещё какое-то время кое-где будут проглядывать рельсы сквозь асфальт. Начиная с 1961 года на этой площади будут проходить демонстрации трудящихся 1-го мая и 7-го ноября. Мне придётся в составе школьного духового оркестра участвовать в демонстрациях на этой площади по май 1963 года.


Академия наук Каз.ССР. Здание построено в 1957 году по улице Шевченко, между улицами Пушкина и Карла Маркса. В центральный вход упиралась улица Красина. Я в то время жил совсем рядом и мы частенько пацанами играли возле этого здания. Катались на велосипедах по дорожкам возле здания. В левом крыле от входа, располагался музей, в котором были выставлены различные археологические предметы, всевозможные макеты, рассказывающие о жизни первобытных людей, древняя домашняя утварь, кости доисторических животных. Помню в большом высоком зале стоял огромный скелет какого-то динозавра. Сейчас не могу сказать, был ли вход в этот музей свободный или платный, а может он вообще был закрыт для посещения простым людям. Но нам мальчишкам просочится мимо вахтёра было пустячным делом и мы частенько наведывались в этот музей.


Алма-атинская Высшая партийная школа на всю Среднюю Азию и часть Сибири в советское время. Стипендия учащегося в ВПШ составляла 120 рублей. Для сравнения: средняя зарплата дипломированного инженера была 110-120 рублей, стипендия студента очного отделения в ВУЗе 36-40 рублей. Окончившие ВПШ направлялись на руководящие партийные и хозяйственные должности. Стать учащимся ВПШ было очень сложно. Здание находилось (а может и до сих пор находится) на пересечении проспекта Ленина и Абая. Одно время и мне хотелось учиться в этой ВПШ, но был ряд ограничений для приёма слушателей, хотя там было заочное отделение, где можно было учиться без отрыва от производства. Но были определённые условия: ты должен был иметь опыт партийно-хозяйственной работы. Большая часть слушателей ВПШ направлялись по рекомендациям различных партийных организаций типа: райкомы, горкомы, обкомы и так далее.


В 1930 году в Алма-Ате был основан Казахский сельскохозяйственный институт (КазСХИ). Первоначально институт имел 2 факультета (зерновых и технических культур), 11 кафедр, на которых обучался 131 студент, работало 42 преподавателя.



После сноса базара, поставили памятник Абаю. Мы пацанами бегали смотреть, как его устанавливали. Я померил большой палец у памятника своей детской рукой (мне было лет 10-11). Большой палец памятника был размером с мою руку от локтя до кончиков пальцев. Моё детство в этом районе пришлось на 1950-е годы. Базар, для того времени, был довольно большой, может третий по величине после Зелёного и Никольского. Все его называли "Головнушки", по видимому от названия Головного арыка, который начинался с восточной стороны базара. Базар ликвидировали где-то году в 1959 и начали обустраивать сквер с памятником Абаю. Улицу переименовали из Арычной в проспект Абая в апреле 1960 года.


Перенесёмся на другой перекрёсток центра города. Гастроном "Столичный", открылся в 1956 году и был самым крупным в городе Алма-Ате. Через дорогу (улица Калинина), на фото видно трёхэтажное здание, на первом этаже был самый большой хлебный магазин в городе. В начале 1960-х годов там установили автоматы по продаже хлебобулочных изделий. Жетоны имели различную конфигурацию, для покупки разных сортов булочек, хлеба. До сих пор помню цену на городские булочки, или как ещё их называли, сайки, по 6 копеек. Как-то я набрал достаточное количество жетонов для этих саек. В 1963 году случился неурожайный год и ассортимент хлеба сократился до минимума. Практически исчез белый хлеб и хлеб, как мы его называли "кирпич" за 16 копеек. Вместо этого стали продавать только какой-то "серый кирпич" по 14 копеек. Жетоны для покупки серого кирпича были такие же, как в своё время для городских булочек за 6 копеек. Почти месяц я отоваривал накопленные жетоны для саек, на покупку "серого кирпича".


Театр юного зрителя - ТЮЗ. Несколько раз был в этом театре на Новогодней ёлке. Тот же перекрёсток дорог, Калинина и Коммунистический.


Детский Мир - любимый магазин детворы! Не помню, когда его построили, возможно в одно время с Домом Правительства, а может чуть позже. Однако помню, что мы пацанами часто бегали в этот магазин. Самое интересное для нас был эскалатор. Денег покупать дорогие игрушки у нас не было, так, батарейку купить, ещё чего-нибудь по мелочи, а вот покататься на эскалаторе - это да! Пока несколько раз не поднимешься на третий этаж, не уходили. Воображали, что мы в московском метро катаемся. Рядом с Детским Миром находился ещё магазин канцтоваров, вот в него тоже часто заглядывали. Почему-то в самом Детском Мире канцтовары не продавались, а рядом в магазинчике, всё было для школьников.


А теперь по улице Калинина в западном направлении до улицы Дзержинского. Памятник Дзержинскому на пересечении улиц Дзержинского и Калинина. Слева от памятника школа номер 25, которую в своё время окончил российский политик В.В. Жириновский. Только в этой единственной школе города преподавали, как иностранный язык - китайский. По моему там ещё преподавали английский и французский. Школа считалась элитной и учится в ней было престижно. Справа от памятника, чуть выше, стадион "Динамо". Оно и правильно, ведь Управление Внутренних Дел было рядом, а чуть ниже по Дзержинского, республиканский КГБ. Эти две "конторы" занимали площадь в квадрате улиц Калинина, Дзержинского, Виноградова и почти до улицы Мира. Напротив парадного входа в здание КГБ находился небольшой сосновый парк. В 1950-х годах там даже были какие-то аттракционы для детей. Комнату смеха с кривыми зеркалами помню и качели.


 А если по проспекту Коммунистический чуть вверх, то можно было увидеть вот такие дома. Проспект Коммунистический (Сталина) – Курмангазы. В этих «косых домах» или «домах специалистов» проживала элита страны - партийная, советская, творческая, научная. С 1935 по 1957 годы здесь жила народная артистка СССР Куляш Байсеитова. В 1937-1938 годах кто-то из жильцов отправился в сталинские лагеря, в домах продолжали жить родственники владельцев, а в 2000-х участок, на котором стояли «косые дома» кому-то показался привлекательным, и все 11 домов снесли. Правда, так там ничего и не построили – сегодня на этом месте находится небольшой парк. Всегда, когда проходил мимо этих домов возникал вопрос: "Почему эти дома стоят не как все дома в городе - вдоль улиц?", но вопрос задавать было некому.



В октябре 1963 года я с матерью и старший брат с женой (старшему брату с женой на работе дали квартиру) переехали жить в 1-й микрорайон, это была западная граница города. Во втором микрорайоне был маленький кинотеатр "Чайка", а в первом уже забыл, кажется "Ромашка", такой же. Немного позже, когда застроили 3-й микрорайон там открылся ещё один маленький кинотеатр "Юность". Конечно же этого не хватала на стремительно растущее население микрорайонов. В 1966 году построили кинотеатр высшей категории "Сары-Арка" в начинающемся строится 4-м микрорайоне. На фото завершающая стадия отделки кинотеатра, но он уже функционировал. Вокруг него ещё не начинали строить жилые дома. За кинотеатром потом разбили сквер и помню там поставили списанный самолёт, который простоял довольно долго.


Опять фотография "перевёртыш", пришлось приводить в порядок. Высокогорный каток Медео, кузница мировых рекордов в конькобежном спорте в период 1950-60-х годов.


В конце 1950-х годах на АРКЗ (Алма-Атинский ремонтно-кузовной завод, Казахстан) разработали лёгкий автобус для горных дорог, получивший заводское прозвище «Босоножка» из-за внешнего сходства с этой обувью. Автобус хорошо показал себя на испытаниях, и на базе АРКЗ было налажено мелкосерийное производство. К сожалению, у промышленной партии начались массовые проблемы с тормозами, приведшие к ряду аварий и «Босоножку» сняли с производства. Ни одной «Босоножки» не сохранилось. Одно время (конец 1950-х годов), эти автобусы в летнее время курсировали до Медео, а так же в Большое Алматинское ущелье до ГЭС-2. Вмещала такая "Босоножка" 20-22 пассажира. В году так 1957 или 1958 на такой "Босоножке" мы ездили на Медео. Когда возвращались домой, на конечной остановке Медео стояло две или три "Босоножки", в которую сажали пассажиров. Перед нашим носом контролёр, сажавший пассажиров, объявил, что мест больше нет. Но водитель осмотрел салон автобуса и крикнул, что есть ещё два места и я с мамой устроился на заднем сидении. Окон у такого автобуса не было и ветер трепал волосы всех пассажиров. Когда мы приехали домой, то примерно через час к нам прибежали водители с автобазы, где работала моя мать. Они были в курсе, что мама со мной планировала поехать на Медео и пришли узнать, что с нами ничего не случилось. Оказывается, буквально следующая "Босоножка", или через одну, потерпела катастрофу (отказали тормоза на горной дороге). Почти все находившиеся в автобусе "Босоножка" погибли. Вскоре после этой страшной аварии "Босоножку" сняли не только с производства, но и запретили эксплуатировать существующие. Примечательно то, что такие автобусы на базе ГАЗ-51 были только в Алма-Ате, ни в каком другом городе СССР они не курсировали.


Ещё одна фотография "Босоножки". Но всё-таки мне кажется, что на Медео ходили немного другие "Босоножки", более вместительные, чем на этой фотографии.


Вернуться на