20:07 Пять шекелей |
![]() В одну школу, что стояла на краю шумного города, пришёл новый учитель. Его звали господин Аарон, и он верил, что в каждом ребёнке скрыта искра разума, которую нужно лишь раздуть. В свой первый же день он заметил мальчика, которого все дразнили Мойше-дурачок. Мойше сидел один на скамейке, а вокруг него вился хоровод насмешек. Когда прозвенел звонок на перемену, господин Аарон подозвал к себе самых громких задир.
- Скажите, — спросил он мягко, но твёрдо, - почему вы так недобро называете своего одноклассника? - Да он и вправду дурачок, господин учитель! - ответил один из мальчишек, рыжий и конопатый. - Дайте ему на выбор большую монету в пять шекелей и маленькую в десять, он всегда выберет пять! Он думает, что та, что больше размером и есть самая ценная. Хотите, покажем? Учитель, движимой любопытством и лёгким недоверием, кивнул. Мальчишки обступили Мойше. Рыжий достал из кармана две блестящие монеты и, сцепив их между пальцами, как фокусник, протянул к Мойше. - Выбирай, Мойше-дурачок! Бери, что больше нравится! Все замерли. Мойше посмотрел на монеты долгим, простодушным взглядом, медленно потянулся и взял большую, но менее ценную монету в пять шекелей. Класс взорвался хохотом. Господин Аарон с удивлением наклонился к мальчику. - Мойше, скажи мне, - тихо спросил он, стараясь перекричать смех, - почему ты выбрал именно пять шекелей? Ведь эта маленькая монетка, - он указал на десятку, - стоит вдвое больше. На неё можно купить два мороженых вместо одного. Мойше поднял на учителя свои светлые, удивительно ясные глаза. - Но посмотрите, господин учитель, - с непоколебимой уверенностью произнёс он, - она же больше! В классе снова закатились хохотом. Учитель лишь развёл руками. После уроков, когда школа опустела и в коридорах осталась лишь тихая эхо-пляска пылинок в луче закатного солнца, господин Аарон задержался. Он увидел Мойше, который одиноко собирал портфель у своей парты. - Мойше, - сказал учитель, подходя ближе. - Останься на минуту. Можешь не бояться. Скажи мне честно, как человеку, который хочет понять. Неужели ты и вправду не знаешь, что пять - это меньше, чем десять? Что на десять шекелей можно купить больше? Мойше перестал копошиться с ремнями портфеля. Он обернулся. И в его взгляде не осталось и тени того простодушного тумана, который был там днём. Взгляд был острым, глубоким и спокойным, как поверхность лесного озера. - Конечно, понимаю, господин учитель, - тихо ответил он. Учитель замер от неожиданности. - Так… так почему же? - едва выдавил он. Мойше пожал плечами, и в уголке его губ дрогнула едва уловимая, мудрая усмешка, совсем не детская. - Потому что, если я выберу десять, они перестанут давать мне деньги. Учитель стоял, словно громом поражённый. Он смотрел на этого мальчика, который был не дурачком, а самым проницательным экономистом и психологом во всей школе. Он покупал не мороженое. Он покупал себе спокойную жизнь, получая свою маленькую, регулярную дань с самого большого человеческого порока - жажды чувствовать себя умнее другого. - Они платят мне пять шекелей за то, чтобы чувствовать себя умными, - добавил Мойше, словно прочитав его мысли. - А это, господин учитель, самый стабильный доход в мире. С этими словами он взвалил портфель на плечо и вышел из класса, оставив учителя в полной, благоговейной тишине. Мораль: часто тот, кого считают глупцом, мудрее всех. Истинная мудрость иногда заключается не в демонстрации своего ума, а в понимании того, какую цену другие готовы заплатить за иллюзию своего превосходства. |
|
|
| Всего комментариев: 0 | |
