class="wide-page">
Вице-чемпион
 

 
- Деда! А ты был чемпионом? – Трофимка сполз со стула и подошёл к деду.
- Ну, чемпионских медалей и грамот у меня нет, но кое-что есть. Подай-ка вон ту папочку с книжной полки, в зелёной обложке. Да-да, эту. Давай посмотрим, что тут есть.
               Дед Матвей открыл папку и на стол перед Трофимкой выложил целую кучу различных грамот.
- Начнём с этой, - дед Матвей выудил из кучи грамот одну, - вот, тут написано: «За первое место в школьной спартакиаде». Вот следующая грамота: «За второе место в городской школьной спартакиаде», тоже очень дорогая для меня грамота. А тут уже пошли грамоты за призовые места, когда я учился в институте, - дед отложил в сторону сразу несколько грамот, - а это за спортивные успехи в различных всесоюзных соревнованиях. Правда, тут нет ни одной грамоты за первое место. Да я к этому и не стремился, чтобы занять первое место. Для меня было достаточно второго или третьего места.
- Деда, а каким видом спорта ты занимался? – Трофимка оторвал взгляд от грамот и посмотрел на деда.
- Прыжки в длину, - коротко ответил дед.
- А как далеко ты мог прыгнуть? – не унимался внук.
- Как тебе сказать, даже не знаю, - задумался дед, - наверно далеко, но я никогда не хотел прыгнуть дальше всех. Всегда пропускал впереди себя хотя бы одного спортсмена.
- А почему? – новый вопрос от неугомонного Трофимки.
- Да я и сам не знаю. Как-то так решил, что никогда не стану прыгать дальше всех, хоть на один сантиметр, но ближе того, кто займёт первое место, - дед Матвей с грустью посмотрел на одну из грамот, - вот одна грамота за первое место, когда я по неосторожности перепрыгнул всех, - дед подал внуку грамоту.
- Ох, ты! Какая красивая! – восхитился Трофимка, - А как далеко ты в тот раз прыгнул?
- В тот раз я прыгнул дальше, чем Боб Бимон, который прыгнул в финале на Олимпиаде в Мехико на 8 метров 90 сантиметров. Но мой рекорд никто засчитывать не стал, поскольку соревнования ни союзного, ни тем более международного характера не носили. Так, соревнования между институтами. Прыгнул совершенно случайно на девять с половиной метров. Не рассчитал силу толчка и чуть не вылетел из прыжковой ямы.
- Ну, ты дед и даёшь! – восхитился Трофимка, - А сейчас ты так далеко прыгнуть сможешь?
- Да ты что, внучок, я уже лет 50 не прыгаю. Всему своё время, - с улыбкой ответил дед.
- Жалко, а то бы меня научил прыгать, чтобы я стал чемпионом.
- Занимайся, какие твои годы? Ты ещё можешь всему научиться и установить свои рекорды, - дед погладил внука по голове и о чём-то задумался, пока Трофимка разглядывал остальные грамоты из папки.
               На деда Матвея нахлынули воспоминания молодости, и даже не молодости, а счастливого детства.


               Со своим другом Колькой, Матвей излазил все чердаки и крыши сараев, стоящих во дворе, где они проживали. Играли то в партизан, то в казаки-разбойники. Иногда собиралась довольно большая компания, которая делилась на группы и начинались настоящие военные действия. Эхо прошедшей войны ещё не стихло и все играли в «войнушку» с каким-то недетским азартом. Матвей с Колькой всегда были в одном отряде и почти всегда выходили «победителями» из этих сражений.
               Но вот однажды, когда два друга прятались от «врагов» на крыше одного из сараев, случайно увидели огромное осиное гнездо, прямо у них над головой. Гнездо было в диаметре около метра и осы то и дело подлетали к своему гнезду, что-то выкладывали и опять улетали по своим делам. Друзья, затаив дыхание, несколько минут наблюдали за осами и потом стали потихоньку отползать от опасного места. Когда медленно спустились с крыши, Колька неожиданно чем-то ударил друга по затылку. Матвей взвыл от страшной боли, пронзившую всё его тело.
- У тебя оса в волосах запуталась, - прокричал Колька, - я её, того…, убил!
               Матвей ничего не смог ответить ему, он без сознания упал на землю. Тут же подбежали остальные ребята, кто-то позвал взрослых. Матвея на «скорой помощи» увезли в больницу. В больнице он пробыл целых три дня. Врач сказал, что оса ужалила его прямо в какой-то нерв и, если бы вовремя не подоспела «скорая помощь», Матвей бы мог умереть.
               Постепенно этот случай начал забываться, но всё равно, при виде летающих ос, у мальчишки всплывала в памяти страшная боль. Лето закончилось, а с ним и школьные каникулы. Все дети пошли в школу. Матвей любил уроки физкультуры и всегда с большой охотой посещал эти уроки. На этих уроках он заметил за собой странную особенность, мог без особого труда прыгнуть в высоту через установленную планку, когда уже никто не мог взять такую высоту. То же самое при прыжках в длину. Отталкиваясь при разбеге, мысленно приказывал себе приземлится в самом конце прыжковой ямы. И это у него получалось. Учитель физкультуры с удивлением смотрел на такие прыжки и молча что-то записывал в школьный журнал.
               Наступила осень и уроки физкультуры перенесли в спортивный зал. В зале, в основном, занимались гимнастикой или спортивными играми, волейбол, баскетбол. Но и тут у Матвея получалось что-то необычное. Когда надо было подпрыгнуть, чтобы забросить мяч в корзину, он без труда прыгал до самого кольца и сверху вниз опускал мяч в корзину. В волейболе получалась такая же история, он подпрыгивал выше всех над волейбольной сеткой. Правда, не всегда ему удавалось попасть по мячу рукой так, чтобы вколотить мяч в пол, но получалось неплохо. Учитель физкультуры всё это замечал и вот наконец настал день, когда он решил поговорить с Матвеем о его необычайных способностях.
- Матвей, как так получается, что ты прыгаешь дальше всех, выше всех. Смотрю на тебя и удивляюсь, - начал разговор учитель физкультуры.
- Борис Андреевич, я и сам ничего понять не могу. Раньше такого не было. Прыгал, как все мальчишки. А вот после больницы заметил, что со мной что-то не так.
- А что после больницы, что с тобой случилось? – забеспокоился учитель.
- Меня оса ужалила в затылок, я потерял сознание и меня отвезли в больницу. Там я пробыл три дня. Ну, а потом заметил, что я могу, не напрягаясь, прыгнуть в высоту или в длину на столько, на сколько захочу, стоит только проявить желание. А если не хочу, так всё как обычно, - дал объяснение Матвей.
- Странно. Ты вот что, после уроков зайди ко мне, мы с тобой кое-что попробуем.
- Хорошо, Борис Андреевич, я сразу после шестого урока к вам заскочу.
- И у меня как раз уроков не будет, давай, забегай, - сказал преподаватель.
После шестого урока Матвей, прихватив свой портфель, направился в спортзал. Там его уже поджидал учитель физкультуры.
- У тебя есть спортивная форма, - спросил Борис Андреевич.
- Конечно, у нас же сегодня урок физкультуры был.
- Что-то я совсем замотался, забыл у каких классов сегодня была физкультура. Ты вот что, переоденься быстренько и мы попробуем кое-что, - учитель подтолкнул Матвея к раздевалке.
- Я готов, - через пару минут появился переодетый Матвей.
- Прекрасно! – Борис Андреевич оценивающе осмотрел ученика, - Теперь сделаем вот что. От этой линии с места попробуй прыгнуть, оттолкнувшись двумя ногами, как можно дальше.
               Матвей встал в середине зала на линию, разделяющую баскетбольную площадку пополам. Приготовился, сосредоточенно нацеливаясь исполнить прыжок с места, и прыгнул… В какой-то момент Матвею показалось, что он допрыгнул аж до потолка и испугался той высоты, на которую взлетел. У учителя физкультуры глаза округлились и широко открылся рот от изумления. В этот момент Матвей подлетел к баскетбольному кольцу и ухватился за него обеими руками, затем разжал руки и опустился на пол.
- Что это было? – изумлённо спросил Борис Андреевич.
- А я знаю? - пожал плечами ученик.
- Фокусник! А ну-ка попробуй ещё раз, но не так сильно, - попросил преподаватель.
- А что, если я просто подпрыгну на месте? – спросил Матвей.
- Ну, попробуй…, - нерешительно согласился учитель.
               Матвей подпрыгнул и сразу поднялся метра на два от пола спортзала, немного повисев, секунду или две, плавно опустился.
- Как это у тебя получается? – удивлению преподавателя не было предела.
- Не знаю, - потупил взор Матвей, - я просто мысленно настроился подняться метра на два, не больше и задержаться на секунду в воздухе. У меня это получилось.
- Здорово! – учитель, задумавшись, начал грызть кончик карандаша, - Так, а если ты не будешь представлять, как тебе надо прыгнуть, что тогда получится? Давай, пробуй!
               Матвей опять встал в середине зала у черты и подпрыгнул. Ничего особенного не произошло, он подпрыгнул сантиметров на 50 и как обычно опустился на пол.
- Понятно, что ничего не понятно, - задумчиво произнёс учитель, - вот что, Матвей, ты эти фокусы с прыжками больше на уроках физкультуры не показывай. Старайся не думать о том, как выше и дальше прыгнуть, просто ровняйся на всех остальных учеников и выделяться не надо, до поры до времени. У меня появилась кое-какая мысль, как использовать твои способности на твоё же благо. Держи это в секрете. Подозреваю, что оса ужалила тебя в какой-то нерв и у тебя активировались способности, которые не доступны простому человеку. Возможно, когда-то человечество обладало такими возможностями, но за ненадобностью они атрофировались. А у тебя они проявились после атаки осы на твою нервную систему. Я окончил физкультурный институт, и кое-что понимаю в медицине, поскольку у нас преподавали такую дисциплину. Так что у меня к тебе убедительная просьба, до поры до времени не проявлять свои способности.
- Да я как-то и сам не понимаю, как это всё происходит, - сказал Матвей.
- Ничего, попробуем разобраться, а пока на сегодня достаточно. Иди переодевайся и отдыхай. Послезавтра в вашем классе, по расписанию, урок физкультуры. Постарайся вести себя так, как я тебе посоветовал.
               После следующего урока физкультуры, Борис Андреевич опять попросил Матвея задержаться после окончания занятий.
- Я вот что подумал, Матвей, нам надо серьёзно заняться с тобой какими-нибудь прыжками, у тебя это здорово получается. Я буду твоим личным тренером, если хочешь. У меня диплом как раз тренера по лёгкой атлетике. Давай вместе подумаем, каким видом прыжков лучше всего заняться, - начал разговор учитель.
- О, Борис Андреевич, а я откуда знаю, как лучше прыгать. А какие виды прыжков есть? – спросил Матвей.
- В лёгкой атлетике существуют четыре вида прыжков. Прыжки с шестом, но я думаю, что нам этот вид не подойдёт. Тут не только зависит от твоего желания прыгнуть, но и от шеста. Шест тебя может закинуть туда, куда ты и не хотел, - засмеялся учитель, - прыжки в высоту?.. Можно было бы освоить, но тут тоже определённые трудности в стиле прыжка. Тройной прыжок, здесь уже проще: нет шеста, нет определённого способа преодоления планки, но надо не запутаться в чередовании ног при отталкивании. Самый простой вид прыжков, это прыжки в длину. Тут не надо мудрить ни с шестом, ни со стилем преодоления планки, ни с чередованием ног, как при тройном прыжке. Разбежался, оттолкнулся, полетел и приземлился. Мне кажется, что это самое лучшее, чем мы бы могли с тобой заняться.
- Вам виднее, Борис Андреевич. Давайте попробуем прыжки в длину. Я не против. Действительно, в этом виде прыжков всё проще, - согласился с доводами преподавателя Матвей.
- Ты ещё сколько будешь учиться в школе, года три? – спросил преподаватель.
- Ну, да, если ничего не случится.
- Ладно, мы с пользой используем это время. Я поговорю с директором школы, и попробую организовать секцию лёгкой атлетики при школе. У нас всё будет легально, возможно, будем участвовать в каких-нибудь городских школьных соревнованиях, дальше видно будет.
               На согласование открытия секции лёгкой атлетики при школе, у Бориса Андреевича ушло не больше недели. Уже через неделю после разговора о секции с Матвеем, учитель объявил о наборе учащихся, желающих заниматься в секции. Записалось 17 человек, в основном ребята из 9-х и 10-х классов. Матвей был самым младшим, из 8-го класса. Однако по комплекции он мало чем отличался от девятиклассников. Борис Андреевич на собрании группы сразу предупредил, что основными дисциплинами в секции будут прыжки в длину и бег на короткие дистанции. Бегом решили заниматься одиннадцать мальчишек, а шестеро захотели осваивать технику прыжков в длину.
               На начальном этапе тренировок основное время уделялось физической подготовке и немного теоретических занятий, на которых тренер объяснял, как правильно надо выполнять те или иные движения при беге, прыжках. Зима прошла незаметно, наступили тёплые погожие весенние дни. Уроки физкультуры стали проводить на небольшом школьном стадионе. На стадион переместились и тренировки легкоатлетической секции. Желающих тренироваться в секции прибавилось и к весенним тренировкам уже готовились 23 школьника-спортсмена. Матвей старался не проявлять своих способностей и тренировался наравне со всеми. Правда, выдающихся результатов он не выдавал, но всё же был не последним, хотя был самым молодым. Он с удивлением узнал, что техника прыжка может быть разная: прыжок «согнув ноги», прыжок – «прогнувшись» и прыжок под названием «ножницы». Тренер посоветовал Матвею прыгать стилем «согнув ноги». В этом случае он сможет мысленно приказать себе опустится в нужную точку прыжковой ямы. Тренер строго-настрого запретил Матвею без его команды приказывать своему организму лететь туда, куда он хочет. Только по указанию тренера.
               Матвей, когда оставался один, пробовал подпрыгивать, задерживать своё тело в воздухе на короткое время. У него всё получалось и очень даже хорошо. Однако на уроках физкультуры и на тренировках он такие «фокусы» не показывал. Тренер ему сказал, что до поры до времени, об этом никто не должен знать. Матвей оттачивал технику прыжка, учился рассчитывать разбег и не делать заступы во время толчка. Рослые старшеклассники, которые тоже занимались прыжками, могли уже прыгать дальше пятиметровой отметки. Матвей немного не дотягивал до пяти метров, но он знал, что может перепрыгнуть всех, когда разрешит тренер.
               Весной, арендовав ближайший небольшой стадион, тренер по лёгкой атлетике, и он же учитель физкультуры, организовал школьные спортивные соревнования по лёгкой атлетике в выходной день. Основными дисциплинами были бег на 100, 400 и 800 метров, прыжки в длину и метание гранат. Все желающие принять участие ученики школы, собрались на стадионе. Всех разбили по возрастным группам, Матвей был приписан к группе старшеклассников. Тренер на ухо шепнул Матвею, чтобы он без его разрешения не пытался перепрыгнуть всех.
- Я буду стоять с краю прыжковой ямы и красным флажком буду отмечать самый дальний прыжок. Ты на пробных прыжках не усердствуй, но постарайся прыгнуть дальше всех, тогда в основных зачётных прыжках будешь прыгать последним. А вот когда начнутся зачётные прыжки, попробуй приземлится так, чтобы не допрыгнуть сантиметров пять до самого дальнего прыжка, на который улетит кто-то из ребят. Тебе не обязательно занимать первое место, достаточно и второго. Для школьных городских соревнований будут отбираться трое лучших. Ты должен быть в их числе. Так ты понял, сантиметров пять, ну, в крайнем случае два, ты должен уступить тому, кто дальше всех прыгнет, - совершенно серьёзно дал наставление тренер Матвею.
- Я постараюсь не подвести вас, Борис Андреевич. Сделаю так, как вы мне говорите, - согласился с тренером, Матвей.
               В прыжках в длину приняло участие 14 старшеклассников, 9 из которых занимались в школьной секции лёгкой атлетики. Участникам соревнования предстояло сделать по два пробных прыжка, по результатам которых определялась очередность для трёх зачётных прыжков. Матвей, как и пообещал тренеру, перепрыгнул рослого десятиклассника всего сантиметров на пять и по итогам пробных прыжков его поставили прыгать последним. Во время зачётных прыжков, Матвей ровнялся на рослого десятиклассника и старался после каждого прыжка уступить ему несколько сантиметров, тем более, что он прыгал уже зная результат своего соперника.
               Всё получилось, как нельзя лучше. Рослый десятиклассник Валентин занял первое место с результатом 5 метров 62 сантиметра, выполнив этим прыжком норматив взрослого третьего разряда. Матвей прыгнул только на 5 метров 56 сантиметров и таким образом занял второе место. На третьем месте оказался девятиклассник Алексей, прыгнув на 5 метров 21 сантиметр. Остальные прыгуны до пятиметровой отметки не дотянули. Валентин, Матвей и Алексей были отобраны для участия в городской школьной спартакиаде, которая намечалась на начало мая.
Перед городской школьной спартакиадой тренер опять предупредил, чтобы Матвей не прыгал дальше всех, а довольствовался бы лишь вторым местом.
- Как же так, Борис Андреевич? Нам же надо выигрывать соревнование! А тут просят не прыгать дальше всех, - расстроился Матвей.
- Так надо, Матвей, - коротко ответил тренер.
               На городской школьной спартакиаде юный спортсмен в прыжках в длину занял призовое второе место, опередив десятиклассника из своей школы Валентина, а также ещё 20 прыгунов из других школ. Победителем стал десятиклассник Валера из соседней школы, ростом почти под два метра. Он прыгнул на 6 метров 13 сантиметров. Матвей прыгнул только на 6 метров 9 сантиметров. Поставленная тренером задача была выполнена. На трёх прыгунов, занявших призовые места, обратили внимание другие тренеры из спортивной школы «Олимпийского резерва». Они предложили юным спортсменам продолжить тренироваться под их руководством в этой школе. Но Борис Андреевич категорически возразил против того, чтобы Матвей ушёл из его секции, мотивируя это тем, что ему предстоит ещё учиться в их школе два года и школа бы не хотела терять такого перспективного спортсмена. Валентина тренер отпустил с большим удовольствием, тем более, что он уже менее чем через месяц становился выпускниками средней школы.
               Оставшиеся два года учёбы в школе, для Матвея пролетели незаметно. Учился он хорошо и нареканий со стороны учителей не было. Спортивную честь школы защищал на различных городских соревнованиях, несколько раз принимал участие в областных соревнованиях и даже принял участие во всесоюзной юношеской спартакиаде. Неизменно во всех соревнованиях занимал призовые места.
               Через два года, школьного учителя физкультуры и тренера Матвея, Бориса Андреевича пригласили на работу в спортивную школу «Олимпийского резерва». Конечно же, тренер потянул за собой и Матвея. К этому времени Матвей закончил школу и поступил учиться в институт народного хозяйства на факультет «Вычислительной техники». В институте приметили спортивные успехи студента, и Матвей включился в спортивную жизнь института, однако тренировки в школе «Олимпийского резерва» под руководством тренера Бориса Андреевича, не прекращал. Тренер питал надежды, что когда-нибудь он вместе со своим воспитанником поедет на Олимпийские игры, заветная мечта любого спортсмена и тренера.
               На Олимпиаду в Мехико Матвей не поехал. Советская олимпийская команда была уже давно сформирована. В прыжках в длину от советской команды бесспорным фаворитом являлся Игорь Тер-Ованесян, на тот момент, являвшимся рекордсменом мира. Но Олимпиада в Мехико не принесла советской команде ни одной медали по прыжкам в длину у мужчин. Тер-Ованесян занял лишь только четвёртое место. Настоящей сенсацией стал прыжок в первой же попытке американца Боба Бимона, улетевшего на 8 метров 90 сантиметров!
               На тренировках ещё долго обсуждали этот фантастический прыжок американца, но Олимпиада прошла и надо было уже готовится к следующей. Только Матвей и его тренер Борис Андреевич знали, что, если бы Матвей поехал на Олимпиаду, то он оттуда наверняка бы привёз золотую медаль. С Бобом Бимоном, после фантастической первой попытки, случился нервный срыв, и он во второй попытке прыгнул только на 8 метров 4 сантиметра и отказался от дальнейших попыток. В этом случае у Матвея был бы ориентир на самый дальний прыжок, и он без труда перепрыгнул бы американца, при помощи своих способностей управлять гравитацией.
               Летом 1969 года Матвей принял участие в студенческих соревнованиях по лёгкой атлетике между несколькими институтами. Соревнования носили неофициальный характер, но по результатам этих соревнований отбирались участники на Всесоюзную спартакиаду студентов. Как всегда, Матвей присматривался к тем спортсменам, кто прыгал дальше всех и старался держаться в относительной тени их результатов для того, чтобы в финале «выстрелить» своим коронным прыжком. Это ему удалось. Когда после двух зачётных попыток определились явные фавориты, Матвей приготовился к своему «рекордному» прыжку.
               Он подошёл к прыжковой яме, посмотрел на отметку самого дальнего прыжка и медленно пошёл к месту начала разбега. Для разминки немного попрыгав на месте, приготовился к старту. Обычно длина разбега ровняется 24-26 шагам, всё зависит от роста прыгуна. Разбег тщательно вымеряется прыгуном с таким расчётом, чтобы толчковая нога попала точно перед отметкой. Матвей начал разбег и где-то в середине разбега почувствовал, что не попадает толчковой ногой точно перед отметкой. И тут он решился на свой хитрый трюк. Немного укоротив пару шагов, он попал толчковой ногой сантиметров за 40-45 до отметки, которую нельзя переступать и «включил» свою способность управлять гравитацией, ориентируясь на самый дальний прыжок. Самый дальний прыжок был отмечен красным флажком, стоящий возле края прыжковой ямы. Но в момент его разбега, кто-то из судей ногой задел флажок, и он покатился в сторону от прыжковой ямы. Матвей уже в полёте стал искать глазами красный флажок, который откатился в конец прыжковой ямы. Он приземлился сантиметра на два дальше красного флажка, при этом чуть не ударившись об край прыжковой ямы.
               Судьи с удивлением смотрели на оставленный след от прыжка в яме, не веря тому, что произошло. Судья у отметки, фиксирующий заступ, не усмотрел нарушения со стороны прыгуна и поднял белый флажок, сигнализирующий, что заступа не было. Судьи, измеряющие длину прыжка, долго совещались и никак не могли приступить к замеру. Наконец они замерили прыжок и объявили, что Матвей прыгнул на 9 метров 50 сантиметров! Это было на 60 сантиметров дальше, чем прыжок олимпийского чемпиона Боба Бимона! А если учесть, то обстоятельство, что Матвей оттолкнулся для прыжка на 40-45 сантиметров ближе отметки, то прыжок получился в район десяти метров! Вне всякого сомнения, этот прыжок не остался без внимания спортивных функционеров, которые заинтересовались перспективным спортсменом.
               Тренер, Борис Андреевич, не присутствовал на этих соревнованиях, но ему в деталях рассказали, что произошло с его учеником. Как тот смог прыгнуть почти на десять метров. Наставник долго потом беседовал со своим подопечным и выражал своё недовольство такой неосмотрительностью спортсмена. Матвей честно признался, что его сбило с толку неосторожно сдвинутый красный флажок, на который он ориентировался в процессе прыжка, и вины в этом случае за собой не чувствует. Так получилось, что же теперь поделать? Тренер согласился с доводами Матвея и решили больше не возвращаться к этому вопросу.
               Через месяц после этих знаменательных соревнований, Матвей возвращался домой после очередной тренировки. Он шёл и думал о чём-то своём, как неожиданно увидел на противоположной стороне дороги, прямо на проезжей части стояла девочка, лет трёх, растерянно крутя головой в разные стороны. Из-за угла, на большой скорости, выворачивала чёрная «Волга» и понеслась прямо на девочку. Матвей, не раздумывая, в отчаянном прыжке прямо с места прыгнул на ребёнка, чтобы прикрыть его от страшного удара об «Волгу». Матвей успел выдернуть девочку из-под колёс автомобиля, но машина всё же зацепила Матвея за ноги и развернуло его на 180 градусов. Девочку он прижал груди и с ней ничего не случилось, а вот Матвей получил сильный удар головой о заднее правое крыло «Волги». Прохожие бросились на помощь попавшим в аварию, а «Волга», не сбавляя скорости, скрылась за поворотом. Ребёнок в этой аварии нисколечко не пострадал, на девочке не было даже самой маленькой царапины, а вот её спасителя пришлось увозить на «скорой» в бессознательном состоянии.
               В больнице Матвей пролежал целый месяц. Первые двое суток он находился в коме, а потом постепенно его состояние стало улучшаться. Врачи диагностировали тяжёлый ушиб мозга затылочных долей. Кроме ушиба мозга, других травм обнаружено не было. Ему требовался длительный покой. В течении двух недель за его состоянием наблюдали квалифицированные врачи и только по истечении этого срока ему разрешили вставать с кровати и совершать короткие прогулки в небольшом парке при больнице. В больнице его, чуть ли не каждый день, навещал тренер, а также его мама. Приходили несколько раз и родители спасённой девочки вместе со своим прекрасным ребёнком. От души благодарили Матвея и всё порывались оказать ему какую-нибудь посильную помощь. Они всё удивлялись, как это Матвей успел выхватить их дочку из-под колёс машины, ведь от того места, где стояла девочка, до него было не меньше 15 метров! А он в одном прыжке преодолел это расстояние. Виновника той аварии так и не нашли, а может и не очень искали. После выписки из больницы, Матвею ещё месяца два не рекомендовали какие-либо физические нагрузки.
               Молодой организм успешно справлялся с недугом и постепенно начал приходить в норму. Как-то в один из вечеров Матвей решил попробовать подпрыгнуть на месте и зависнуть на несколько секунд в воздухе. Но, к сожалению, у него ничего не получалось. Правда, он не очень сильно пытался, боясь лишний раз трясти головой. Эти попытки его огорчили, и он отложил дальнейшие испытания на то время, когда окончательно будет здоров. Однако он своими опасениями поделился с Борисом Андреевичем. Тренер от этого сообщения в восторг не пришёл, но в тоже время постарался убедить своего ученика не впадать в панику и принять всё, как должное.
- В конце концов мы просто можем сообщить всем заинтересованным лицам то, что после перенесённой травмы, ты активно спортом заниматься не сможешь. А там посмотрим. Если твои способности к тебе вернутся, то будет очень хорошо, ну, а если нет, ничего не поделаешь, придётся тебе пробовать прыгать без твоих «фокусов». Ты и без них достаточно хорошо прыгал. Будем развивать твои простые способности, - утешил тренер своего воспитанника.
- А мне кажется, что способность управлять гравитацией после ушиба затылочной части мозга, у меня пропала навсегда. Ведь вспомните, что способность к «прыгучести» у меня появилась после того, как меня ужалила оса и именно в затылок. Может после этого удара всё встало на своё место, как у нормальных людей, - улыбнулся Матвей.
- Это хорошо, что ты улыбаешься и не пытаешься сделать из этого трагедию. Что поделать? Чемпионом мира и Олимпийских игр не станешь, но и без этого чемпионства можно прожить. Ты ещё попробуй поучаствовать в соревнованиях и если ничего получаться не будет, то завязывай с активным спортом и переходи на тренерскую работу. Ты уже достаточно хорошо освоил технику прыжков в длину, воспитывай новое поколение спортсменов. А потом, у тебя после института намечается хорошая перспектива работать в каком-нибудь вычислительном центре, практически, профессия будущего. Так что не унывай, прорвёмся! – морально поддержал Матвея его тренер и старший товарищ.
               Способность прыгать «так далеко, как захочу» у Матвея не появилась ни через месяц, ни через два. Сколько он не пытался, у него ничего не получалось. Однако он не бросал заниматься прыжками и принимал участие во всех соревнованиях, проводимые в институте и в школе «Олимпийского резерва», где он продолжал тренировки в группе Бориса Андреевича. Результаты были хорошие, но не выдающиеся, где-то на уровне кандидата в мастера спорта СССР.
               Всё то время, что Матвей учился в институте, он активно принимал участие в спортивной жизни института и даже занимал какие-то призовые места на соревнованиях внутри института, а также в городских соревнованиях между высшими учебными заведениями. После окончания института, Матвея распределили на работу в вычислительный центр одного оборонного предприятия. Совмещать в дальнейшем спорт и работу уже не получалось, и Матвей с грустью распрощался со спортом, но не со своим тренером. С тренером Борисом Андреевичем Матвей ещё долгие годы поддерживал дружеские отношения, пока Бориса Андреевича не стало. Ушёл из жизни один из самых близких друзей Матвея.

 
- Ну всё, Трофимка, давай поставим папку на место. Когда-нибудь, возможно, и ты положишь в эту папку свои почётные грамоты, а потом будешь показывать своим внукам, как я тебе, да и меня, может, вспомнишь, - дед Матвей закрыл папку и подал Трофимке, чтобы тот её поставил на место.

9 ноября 2019 года